«Панк не умер — просто он так пахнет»
Мини-антология панк-поэзии
С комментарием Максима Хатова
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
Конец десятых годов для российской музыки связан с возвращением в мейнстрим тяжелого гитарного звучания, и в первую очередь — панк-рока.

Новая волна популярности, казалось бы, отжившего свое жанра, была обусловлена множеством причин, исследование которых могло бы стать материалом для отдельной статьи. Не разбирая их все подробно, проговорю только наиболее значимые. Свою роль сыграли как общие для индустрии в целом тенденции вроде популяризации стриминговых платформ, позволивших исполнитель:ницам взаимодействовать с аудиторией без посредничества лейблов, так и рост запроса слушатель:ниц на политизацию популярной культуры.

Обновляющемуся протестному движению требовалась новая подходящая музыка, которая смогла бы заменить изрядно устаревшие классические шлягеры вроде цоевских «Перемен», так как хип-хоп, хотя и являлся наиболее популярным в русскоязычном культурном пространстве жанром, на эту роль не годился: виной тому специфика его происхождения в России, где он зародился не как музыка рабочего класса, а напротив — как развлечение детей из привилегированных семей. И пока российские рэперы, до этого преимущественно клепавшие треки про роскошную жизнь, в попытке ответить на вызов времени учились делать политически ангажированную музыку (показательным примером стала почти мгновенная трансформация рэпера Face от простеньких провокативных бэнгеров до такого же простенького, но переполненного оппозиционной повесткой альбома «Пути неисповедимы»), саундтреком нового российского протеста справедливо был выбран панк-рок — жанр, в основе которого всегда лежала политизированность.

Среди представителей жанра, резко набравших популярность и сменивших локальные клубы на большие столичные площадки, можно выделить такие группы, как
«Порнофильмы», «Операция Пластилин», «Йорш», Sellout, «ГУДТАЙМС» и другие — все их объединяло наследование одновременно двум разным жанровым традициям: использование топосов отечественного панк-рока девяностых и нулевых в диапазоне от «Гражданской обороны» и до «Пургена» в сочетании со сравнительно «чистым» звуком калифорнийского поп-панка образца Green Day, делавшим музыку более удобоваримой для широкой аудитории. Вместе с тем свою долю популярности вслед за ними получили и ветераны сцены («Тараканы», «Наив»), и заметно более нишевые субкультурные проекты вроде «Кулаков в кармане» или Truckdrivers.

Впрочем, для данной подборки важен не период кратковременной популярности жанра, а наоборот, его очередное постепенное угасание в начале двадцатых,
сделавшее очевидными те черты связанной с ним субкультуры, которые прямо или косвенно проблематизируются в приведенных ниже стихотворениях.

Главная из них — спектакуляризация жанра и сложившейся вокруг него субкультуры. В условиях, когда любые намеки на радикализм в публичных высказываниях стали сопряжены с куда более серьезными рисками, чем раньше, большая часть популярных панк-групп отказалась от них в пользу эскапизма и реставрирующей ностальгии.

Так, изменилась роль субкультурных маркеров вроде ирокезов или тяжелой обуви сменили, превратившихся из проявлений протеста в основу содержания. Сменился и дискурс песен — вместо призыва к действию все чаще общим местом становятся воспоминания о «боевой молодости»:

Ты помнишь, как весело бились витрины
Мальчишеским смехом областных магазинов
Четыре аккорда, бутылка портвейна
И кто что умеет от Горшка до Кобейна


Йорш. Андерграунд.

или смакование уже ставших меметичными субкультурных пристрастий:

Врубай «Сектор», потом «КиШа»
Пусть развернется и свернется душа
Потом еще че-нить, потом «Кино»
Короче, you know, you know, you know


Операция Пластилин. Забор.

Конечно, в новых песнях современных панк-исполнителей находится место и для протеста, однако протест этот, следуя неолиберальной логике, не имеет точного адресата: вместо капитализма антагонистом субъекта подобных текстов чаще всего является абстрактная «система»:

И им кричат со всех экранов
Будто мир
это война
Свобода
это рабство
Наступит вечная весна


Йорш. Вечная весна.

Один из главных субкультурных мемов гласит, что панк никогда не умрет.

Что есть, то есть: несмотря на то, что в последнее время ряды представителей отечественной сцены заметно поредели, а популярность жанра сошла на нет, российская панк-культура вполне жива: оставшиеся в стране группы собирают полные залы и записывают новые альбомы. Другой вопрос, что людям, разделяющим изначально лежавшие в основе субкультуры идеалы самоорганизации и антикапитализма причислять себя к ней в ее нынешнем виде было бы некомфортно.

Так вышло, что людей, подпадающих под это описание, можно встретить и в русскоязычном литературном процессе. Как минимум трое авторов стихотворений из этой подборки в разное время идентифицировали себя с панк-культурой (или делают это до сих пор).

Как и приведенные выше группы, эти авторы в текстах, хотя бы частично основанных на собственном опыте, обращаются к субкультурной идентичности, однако находят для этого качественно другие стратегии, основанные на рефлексии.

Предлагаю ознакомиться с ними:
***
Максим Дрёмов
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀к. в., м. и., м. к.,
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀д. к., д. д., а. п.,
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀а. м., м. х., д. ч.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀и всем-всем-всем

панки, квирня, молодые художницы, снегопады
последние и первый мелочный дождик, весна
худосочней местной дворняги, в синяках и с
пустой алюминиевой кружкой, но рады и такой;
студентики, нефорьё, вчерашняя школота, дерь-
мовый винчик, банка саморезов, напульсники
снова в моде; сосатели кошмарных леденцов,
меняю свою слюну нефтяную на вашу розовую,
на жвачные пузыри: бартеру — полный ход! пан-
ки, квирня, молодые художницы — здесь забито
место под очередную банальность о том, как мы
вынесем дверь из этой шарашки с ноги, или о том,
как нас всех заскамят как распоследних лохов,
отымеют, распнут, четвертуют, набьют толчёным
стеклом, сожгут, а пепел потом обоссут «свои же»,
высокоумники с голым лбом... и не плевать ли,
ну, честно, кому не насрать, панки, квирня, моло-
дые художницы? у нас весна, у падоса море разли-
ванное, они нас боятся, а нет — так им же хуже,
а может, не хуже... да что это я, в пизду; молодые
художницы, панки, квирня, у неба глазищи что у
той вайфу сезона, деревца стыдливо переминают-
ся, зе пурест оф мяумяус, как блорбо фром май шоус,
это ещё не воздух, но уже что-то похожее, это ещё
не жизнь, но что-то, что не стыдно записывать, это
ещё не мир — если по чесноку, нихуя не мир — но
что ж теперь, рот зашить и добровольно влезть
в сапоги? может, ещё не весна, но уже, может, уже
пиздец, но не полный, может, полный, а это значит —
скоро польётся через край... кип ит ап, панки, квир-
ня, молодые художницы, уан блю скай абов ас.
PUNK ROCK
Максим Хатов
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
ночью звонит кореш и говорит
что всё
началось — обесточенный
город в
котором можно делать что
хочешь
слушать радио мёртвых мутить
food not

bombs или антифашистские зины

или прочие разные штуки последней весны практики полу

распада почему-то однако всё
быстро
надоедает бар закрывается
странные

люди вновь мимикрируют под — кажется это

называется тёмная тема
БЕСПЕЧНЫЕ ЕЗДОКИ
Александр Дельфинов
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
Эд впервые услышал Beatles и Rolling Stones,
Когда ему было 14, где-то в 77-м.
И закрутились бобины, и годы пошли, как поезд,
И струны натягивались колком.
В кружок электрогитары записался в дом пионеров,
Сам подбирал аккорды и ныл кое-как им вслед,
А у метро в стоячке за 15 копеек эклеров
Пару любил купить и тут же сжевать их Эд.

Эд научился петь и аккомпанировать в 79-м
И хрипло орал: «Light my fire!», у Ирки присев на диван,
А после попался с гитарой в лапы чужим ребятам.
Гитару сломали. Наши вторглись в Афганистан.
В то время, конечно, никто не использовал слова «вторглись»,
Тогда называлось это «ограниченный контингент».
В тот год продуктов хватало в целом с достатком в городе.
В восьмидесятом школу закончил Эд.

Эд отрастил себе хаер, утюг толкнул ему джинсы
(Пришлось зарабатывать грузчиком — пот протёк между строк).
Он познакомился с Сэнди, и тот ему дал Sex Pistols,
Сказавши при этом: «Лабух! Послушай-ка ты панк-рок».
А Сэнди в то лето за пьянку погнали из музучилища,
И чуваки решили вместе создать свой бэнд.
Туса попёрла, как танк, и небывалую силищу
Так и почуял до этого скромный Эд.

Эд раздобыл по наводке у старого гитарного мастера
Тяжёлый поддельный Fender с поддельной педалью Fuzz,
А Сэнди пробил им репточку в подвале ДК Автотранса.
Не просыпаясь, ворочался стареющий Советский Союз.
Группу назвали «ВИАtles», хотя какая там группа?
«Худсовет приглашает на сцену электрогитарный дуэт!»
Играть перед худсоветом было довольно тупо,
Но ради дела эмоции научился сдерживать Эд.

Эд познакомился с Кэт на сейшене в ДК Автотранса,
У Кэт были длинные волосы и косяки с травой,
Двинулись в Крым автостопом, их принимала трасса,
И мак на обочине красной покачивал головой.
В Гурзуфе на пляже ночью им встретились харьковчане,
Эда мочили ногами, аж вспыхивал в почках свет,
А Кэт оттащили во мрак, и как она там кричала,
Слушал, слушал, слушал и кровью плевался Эд.

Эд у хайрастых с неделю отлёживался в палатке.
«Герла-то твоя свалила… Совсем безмазовый лайф?
Хочешь вмазаться, бразер?» — спросил его кто-то как-то,
А если такая маза, то надо ловить свой кайф.
Прикольная группа Madness — на средних волнах рокешник,
Не задаёшь вопросов — не ждёшь никакой ответ.
Домой он вернулся подсевший, сразу же умер Брежнев,
Но смерти товарища Брежнева почти не заметил Эд.

Эда ломало, но мало, и ко второму снегу
Он отошёл от «чёрной» и стал как огурчик свеж,
Подстригся, с утра отжимался и даже увлёкся бегом,
Но как-то встретился с Сэнди, и тот ему дал The Clash.
Что эта музыка делала? Будто менялось тело!
Ты сам — звезда рок-н-ролла! Ты — музыкант и поэт!
Душа отрывалась, летела, а сердце скрипело, но пело!
Первую песню придумал в ту зябкую зиму Эд.

Эд снова встречался с Иркой, а Ирка запанковала:
Косуха-кожзам в заклёпках, подведённые чёрным глаза.
Иркина мама, учительница, крайне запаниковала.
«Не волнуйтесь, Елена Марковна, мы женимся», — Эд сказал.
На неформальной свадьбе все набухались адски,
Но не было даже драки, в трубу не стучал сосед.
А время было суровое, искусствоведы в штатском
Так и шныряли повсюду, но их не боялся Эд.

Эд и Сэнди сменили название своей группы
На «Чёрно-белую кошку» и дали подпольный концерт,
Поскольку в Советском Союзе отсутствовали ночные клубы,
Это было в какой-то школе, лишённой примечательных черт.
Народу набилась масса! «Ну, мы им сейчас устроим!» —
Сэнди глаза подкрасил, завернулся в клетчатый плед…
В тот год на Дальнем Востоке сбили корейский «Боинг»,
А у фарцовщика куртку купил из вельвета Эд.

Эд и Сэнди забили запись в студии ДК Автотранса,
Неделю писали все песни, сняв саунд у The Smiths и The Cure,
Альбом под названием «Крыша» получился довольно классный,
А Ирка, послушав, сказала: «Знаешь, я беременна, Мур».
(Были у них друг для друга прозвища: Мур и Детка,
Прохожие оборачивались, порой чертыхались им вслед.)
Минули девять месяцев, на свет появилась Светка,
И чувствовал просветление нерелигиозный Эд.

Эд встречался на Пушке с манагером подпольных концертов,
Тот шастал в клешах лиловых и бархатном пиджаке,
С ним пункер в косухе набыченный, представился просто Бертом,
Как стало известно впоследствии, Берт шлялся с ножом в сапоге.
Базарили ровно. А небо — чисто синее знамя…
Вдруг к ним подходят четверо, как близнецы средних лет:
«Граждане, что за сборище? Проследуйте вслед за нами!».
Так в первый раз за внешность задержан был модный Эд.

Эд, Манагер и Берт прошли в ближайшее отделение,
И там состоялся типичный воспитательный разговор.
«Вы же советская молодёжь! Ну, что за буржуазное поведение?» —
Спрашивал риторически пожилой, но бодрый майор.
Примерно через неделю в Москве потеплело резко.
Слухи ползли: в Афгане всё больше серьезных бед.
Утром из почтового ящика Ирка достала повестку:
С паспортом к военкому явиться был должен Эд.

Эд не желал идти в армию, желал быть звездой рок-н-ролла,
Пришёл к военкому в халате, везя на веревочке танк.
Того ли, как говорится, желали семья и школа?
Он закосил в дурдоме, как всякий нормальный панк,
А вышел оттуда снова, когда тополиным пухом
Засыпало древний город, как снегом в траве скелет.
С Иркой и Светкой и Сэнди, их самым лучшим другом,
На Гаую двинул стопом веселый и бодрый Эд.

Эд не заметил, как помер Андропов, а вслед — Черненко,
Сейшен за сейшеном — группа теперь их имела вес,
Ирка на бэк-вокале, у бабушки с дедушкой Светка,
А Сэнди выбрил башку и поставил себе ирокез.
Что-то пошло не так. Комсомольцы их больше не трогали,
Напротив — со всем уважением позвали на культурный совет.
И новый магнитоальбом в тот год, когда ебануло в Чернобыле,
Через студии звукозаписи продавать попробовал Эд.

Долго ли дело, коротко ли, но вот появились деньги,
А клип на их главную песню показала программа «Взгляд».
Прошлись по всему Союзу с гастролями Эд и Сэнди.
У кого-то война во Вьетнаме, у нас Тактабазарский отряд.
В 1990-м играли на стадионе,
Народу — тысяч под сорок, всё в качестве — звук и свет,
Но после концерта в номере Сэнди вдруг взял и помер.
Коньяк и пять пачек снотворного — узнал на следствии Эд.

Ирка сказала: «Слушай, ты нравишься мне по-прежнему,
Ты, в общем, парень хороший, хотя и долбишь коноплю,
И песни твои талантливы, и мы угорали бешено,
Прости, но признаюсь честно — я больше тебя не люблю».
А город, как жуткий корабль, плыл по великой Лете,
И август давил на плечи, и в голову лез всякий бред.
Потом была революция. «Убейте меня, убейте», —
Шептал никому в отчаянии на баррикадах Эд.

Их старые песни всё так же крутили по всем каналам,
Но новые не сочинялись. Чесался от кокса нос.
Оставшись один в квартире, Эд забухал сначала,
А после совсем поехал, поплыл и пошёл вразнос.
Однажды по пьяни в клубе схлестнулся с крутым бандосом,
Почувствовал нож у горла и вдруг засмеялся: «Берт!»
«Вот встреча так встреча, братишка!» — сказал бывший панк хриплым голосом.
Под утро на мотоцикле с Бертом умчался Эд.

Пылает заря над городом, летят ездоки беспечные,
Ревёт по-медвежьи двигатель, и жизнь свистит за спиной…
Не удержав управление, Берт вылетел вдруг на встречную,
И вспыхнули звезды яркие, и тут же сменились тьмой.
…Кому-то эта история покажется чушью редкой,
А кто-то с усмешкой скажет: «Да, лажанул поэт».
Но я от знакомых слышал, что рэп записала Светка,
И посвятила Эду свой первый сольный концерт.


Впервые опубликовано в журнале «Берлин.Берега» в 2020 году
СТАРЫЙ ПАНК
Пол Вермирш (пер. Андрея Сен-Сенькова)
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
KOBLOVE
Влад Гагин
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
текстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекстекст
image alt
Его свирепая молодость ещё в воздухе. Она цепляется
к его коже как запах убитого ребёнка, лучшего
из близнецов, поразительная память о котором
существует за пределами запертого темного ящика. Она
светит ему прямо глаза, делая слабым и старым.
Со вчерашней яростью, одетой во вчерашние шмотки,
он стоит на коленях у могилы друга, выкрикивая
Панк мёртв! Панк мёртв! Он рвёт
траву, сходя с ума от бессмысленных, оглушительных
риффов своей прежней мощи. Он так зол сейчас
на высокомерие телефонного оператора, на коробку
передач в своей восьмилетней «Импале», на то, что
слишком много знает о смерти. Он забыл, что это такое –
гордая пулеметная ненависть: диско, нацисты, папа.
image alt
Родился в 1999 году в Симферополе. Стихи публиковались в журналах «Воздух», «Новое литературное обозрение», TextOnly, Poetica и мн. др. Автор книги стихов «Луна вода трава» (М.: АРГО-РИСК, 2020). Финалист премии Аркадия Драгомощенко (2021), лауреат премии «Цикада» (2021). Живет в Москве.
МАКСИМ ДРЁМОВ
image alt
Поэт, критик. Тексты публиковались на портале «полутона», на сайте альманаха [Транслит], в журналах «изъян», Poetica, «Артикуляция» и др. Тексты переводились на английский и китайский языки. Редактор журнала «ХЛАМ».
МАКСИМ ХАТОВ
image alt
Родился в 1971 году. Поэт, перформанс-артист, журналист, гражданский активист. Сооснователь берлинского культурного центра PANDA platforma (2009). Победитель Poetry SLAM!Revue на берлинском литературном фестивале (2007) и поэтри-слэма Slamstival в Иерусалиме (2016). Живет в ФРГ.
АЛЕКСАНДР ДЕЛЬФИНОВ
image alt
Канадский поэт, мультимедийный художник, профессор творческого письма и литературный редактор. Автор нескольких поэтических сборников, в том числе Shared Universe: New and Selected Poems 1995–2020. Финалист Мемориальной премии Джеральда Ламперта и книжной премии «Триллиум», а также других наград.
ПОЛ ВЕРМИРШ
image alt
Поэт, переводчик. Родился в 1968 году в Таджикистане. Окончил Ярославскую медицинскую академию. Автор 18 книг стихов, малой прозы и визуальной поэзии, около двадцати книг переводов. Лауреат премии Андрея Белого (2018), Специальный приз премии «Московский счет» (2019). Стихотворения переведены на 31 язык, книги стихотворений выходили в США (премия американского ПЕН-клуба за лучшую переводную поэтическую книгу 2015 года), Сербии, Италии, Нидерландах, Беларуси, Великобритании, Латвии, Израиле и Грузии. Живет в Алматы (Казахстан).
АНДРЕЙ СЕН-СЕНЬКОВ