ПРЕДИСЛОВИЕ ЕВГЕНИИ СУСЛОВОЙ
ТРАНСГРЕССИЯ КУРСОРАЯ хотела бы начать с описания своего опыта взаимодействия с «Курсором» Анатолия Моторина, который сам автор называет «компьютерной игрой в кавычках». Первичное листание как привычное действие довольно быстро сменилось другим — сканированием белого поля слоями в поисках слов и знаковых узоров. При этом у меня не было возможности сделать zoom out и увидеть всю конфигурацию целиком.
На мгновение я остановилась и спросила себя: «Что означает этот процесс и в каком отношении находятся знаки и пустоты?» Внешне «игра» напоминает арт-сайт в стиле раннего романтического интернета. В духе онтологического анархизма в нем возникали «временно-автономные зоны» и создавали напряжение между зримой и изнаночной сторонами интерфейса. Так, например, арт-группа jodi создает сайт, написанный с помощью кода, который также может быть прочитан как совершенно конкретное графическое послание.
В действительности, то, что рождало сходство, в «Курсоре» при более пристальном взгляде оказалось чем-то радикально иным. Но чем? Зададим вопрос: «Чем в данном случае является пустое пространство?» Или лучше: «Как оно функционирует?» Медиахудожники раннего интернета работали с виртуальностью как однослойным безграничным полотном социальных, политических и эстетических экспериментов, потому что сама сеть воспринималась ими как надстройка, трансформирующая / демонтирующая существующий порядок вещей. По мере централизации интернета его пространство раздвоилось на интернет видимый и так называемый «невидимый интернет», сайты которого не индексируются. Также стали развиваться альтернативные сети.
Анатолий же производит еще более интересную операцию, соединяя в этом пространстве социальный вакуум (речи) и потенциально безграничное пространство мысли. Это неразмеченное поле, в котором можно сделать следующий (логический) шаг. Вернее, поле размечено, но не клеточками, как это бывает, скажем, в настольных играх, а речью.
Автор не выкраивает мысль. Это поле размечено контингентными высказываниями, заставляющими снова поставить вопрос о статусе свободного поля: а вдруг за его поверхностью спрятаны другие голоса? По сути, это текстовая игра, которую можно было бы назвать мысленным экспериментом.
Что каждое взятое слово, фраза, графическая конфигурация способны изменить в самом поле? Можно ли высчитать координаты речи? Получается, что пустое поле вовсе не пусто, а ориентировано сказанным. Слова — как камешки, которые создают волны на поверхности пустоты, но постепенно угасают, теряясь в белом пространстве. Тем пронзительнее звучат слова о боли в самом конце «игры».
Кажется, что курсор заперт в своем когнитивном и функциональном фрейме. Однако помимо двухмерной виртуальной плоскости он исследует поле, соединяющее «я» и «ты». По какую сторону экрана? Неизвестно. Но именно в точке их соединения, вопреки логическим законам, курсор трансгрессирует.
АВТОКОММЕНТАРИЙЭтот файлик — прототип игры, по правилам которой необходимо работать с текстовыми элементами. Обязательство принятия этих правил во время игры в прототип берется игроком не в результате выполнения определенного действия, как в обычных компьютерных играх (например, нажатием кнопки «новая игра» игрок подтверждает, что будет нажимать на определенные кнопки для достижения поставленных целей), а после согласия следовать устному договору о правилах: в файле описаны правила, и чтобы начать игру, нужно просто их соблюдать. Например, если в файле сказано: выполняй действие X, то игра будет длиться до момента нарушения правила. Выполнение действия Y не наказывается внешней софтверной инстанцией, уровень не начнется заново, но задуманное автором пространство игры будет нарушено. Существование игры зависит только от желания игрока. «Курсор» по своей природе ближе к пасьянсам, чем к компьютерным играм.
Ссылка на игру
Инструкция:
• Открыть Google Disk
• Скачать txt-файл
• Открыть в приложении «Блокнот» или другом HTML-редакторе
• Рекомендуется открывать с устройства Windows
Скриншоты: