В стихах Анны Гринки болезненная, жаждущая любви и понимания плоть мира выражает не только поиск наиболее адекватного языка для описания зазоров в бытии, но и восприятие тела современным субъектом через слияние с пространством и медиа. Все эти «нервы билборда», «репликанты», «поле-желе», «кожные всполохи анабиоза» становятся выражением многомерности травмированного мира, в котором и предстоит обитать как героям стихотворений, так и их читателям:
нервы билборда
ни на что не годятся
он видел молнию
видел пространственные швы
видел нитку
уходящую в локоть
тлеющие тряпки
он видел всё
но у него нет глаз
только сетевые нервные глыбы
по краям рекламного
свёрнутого в улыбку лица
птицы сквозь них пролетают без крыльев и лапок
а по ту сторону расправляют кожистый гребень
ложатся в папоротник и гигантский хвощ
в озёра открытых нейронов
как взгляды
брошенные с дороги [21]
Типологические схождения между визуальной новеллой Athanasy и стихами Анны Гринки возникают на уровне восприятия телесных трансформаций: бессмертие и мутации сопровождаются болью. Как говорит сама поэтесса, «самый первый мой биопанк называется «Кабина» [22], лежит <…> на тех же «полутонах». // Там про то, как в метро выращивают/трансформируют тела человеков, чтобы они стали машинистами — но не просто отдельными от машины сущностями, а как раз таки встроенными в ее плоть деталями-механизмами» [23]. Анализируя телесные миры Гринки, Максим Алпатов отмечает в её стихах «пацифистское высказывание» и критику технофетишизма [24], что также сближает с критикой тоталитаризма и технократии в видеоигре. Подобные пересечения создают этическую модальность стихов Гринки и визуальной новеллы Athanasy: болезненные телесные миры — это единственное, что заслужило человечество и с чем ему необходимо научиться жить:
никогда такого не видела
они двигались будто с почтением
будто паломники
после долгой дорожной мечты
все они вырвались нотами
из себя, изнутри, оставляя себя
и страшно висела в том звуке тоска
и я поняла, сжимая гудящие пальцы свои,
как всё затеял преступник:
все мы здесь должны были — органические и синтетики —
пропасть одновременно
и прозвучать
в асфальтовом поле единой собранной музыкой
он думал, что это синтез и есть —
жить на секунду вместе невидимо
но никогда
такого не будет [25]
Таким образом, биопанк сочетает в себе проблематизацию тела, общества и технологического контроля в условиях когнитивного капитализма, когда на первое место становится критика человеческой исключительности. «Плоть мира» подразумевает техноэкологию воображения, когда ускорение развития переплетается с ускорением кризиса властных диспозиций и технологий. Готовы ли люди к модификациям тела, мира и принять не только себя, но и окружающую среду — вопрос остается открытым, биопанк же позволяет радикализовать этот вопрос, смещая границы биологического и технологического в кинематографе, литературе и видеоиграх. А разнообразие эстетик и, в тоже время, их близость внутри разных медиумов показывает, насколько эта проблематика важна в нашем пронизанном войнами, властью крупных корпораций и идеологией мире и насколько важно вырабатывать образные языки сопротивления капиталистической технократии и ее милитаризованным изводам.
Примечания[1] См. подробнее: Сlute J. Science fiction from 1980 to the present // The Cambridge Companion to Science Fiction / ed. by E. James, F. Mendlesohn. New York: Cambridge University Press, 2003. Pp. 67–73.
[2] См. подробнее: Bould M. Cyberpunk // A Companion to Science Fiction / ed. by D. Seed. UK: Blackwell Publishing Ltd, 2005. Pp. 217–231; Cyberpunk derivatives // Wikipedia:
https://en.wikipedia.org/wiki/Cyberpunk_derivatives; Производные киберпанка // Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Производные_киберпанка; Рыльщикова Л.М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т.13, №2. С. 193–197
[3] Heath D. 8 Best Biopunk Games, Ranked // Game Rant:
https://gamerant.com/best-biopunk-games-ranked/[4] AAA, или triple A — обозначение высокобюджетных видеоигр
[5] См. подробнее: Родионова А. Михаил Ерёмин: «самовитые» термины, «полимерные химеры» // Новое литературное обозрение. 2024. № 2 (186). С. 183–190.
[6] Жданов И. Форотобот запретного мира // Вавилон:
https://www.vavilon.ru/texts/prim/zhdanov2-2.html[7] См. подробнее: Журнал «Рец». 2007. № 44: Новый эпос:
https://polutona.ru/rets/rets44.pdf; Кукулин И. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон // Новое литературное обозрение. 2008. № 1 (89):
https://magazines.gorky.media/nlo/2008/1/ot-svarovskogo-k-zhukovskomu-i-obratno-o-tom-kak-metod-issledovaniya-konstruiruet-literaturnyj-kanon.html [8] См. подробнее: Программа конференции «Письмо превращает нас»: опыт молодой русскоязычной поэзии 2010-х (2018) // Премия Аркадия Драгомощенко:
http://atd-premia.ru/2018/08/16/program-of-the-conference-2018/; Масалов А. Русскоязычная непрозрачная поэзия: от метареализма до конца 2010-х годов // Новое литературное обозрение. 2022. № 4 (176):
https://www.nlobooks.ru/upload/iblock/d20/210-231%20masalov176.pdf
[9] Кукулин И. «Создать человека, пока ты не человек…». Заметки о русской поэзии 2000-х // Новый мир. 2010. № 1:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2010/1/sozdat-cheloveka-poka-ty-ne-chelovek.html
[10] Сваровский Ф. Все хотят быть роботами // Вавилон:
https://www.vavilon.ru/texts/svarovsky1.html
[11] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. М: Ювента; Наука, 1999. С. 263.
[12] Суслова Е. Свод масштаба. СПб.: Альманах «Транслит»; Свободное марксистское издательство, 2013. С. 28.
[13] См. подробнее: Дрёмов М. Пролетая над гнездом химеры // Новое литературное обозрение. 2022. № 2 (174):
https://www.nlobooks.ru/upload/iblock/cbe/312-316%20dremov174.pdf; Войтовский А. Weird-поэзия: эвакуация из очевидности // Сигма. 09.03.2023:
https://syg.ma/@voytovsky/weird-poeziia-evakuatsiia-iz-ochievidnosti
[14] Из личной переписки с авторкой.
[15] Месропян А. big_data: schizogothic // TextOnly. 2019. № 2 (49):
https://www.textonly.ru/self/?issue=49&article=39162
[16] Scorn [видеоигра] // Steam:
https://store.steampowered.com/app/698670/Scorn/
[17] Месропян А. degeneration: overture // Полутона. 24-06-2021:
https://polutona.ru/?show=0624162140
[18] Белякова А. Разрушенный миф о поэте-пророке в текстах Аристарха Месропяна // Лиterraтура. 2021. 1 октября:
https://literratura.org/criticism/4673-anastasiya-belyakova-razrushennyy-mif-o-poete-proroke-v-tekstah-aristarha-mesropyana.html
[19] Все циклы Аристарха Месропяна, расположенные по дате выхода, можно посмотреть на его сайте:
https://anisoplethoric.ru/
[20] Athanasy [видеоигра] // Steam:
https://store.steampowered.com/app/1769320/Athanasy/
[21] Гринка А. Курсор на лезвии. СПб.: Jaromír Hladík press, 2023. С. 151.
[22] Прочитать текст Анны Гринки «Кабина» можно по этой ссылке:
https://polutona.ru/?show=1229192252
[23] Гринка А. «Кстати, говоря о биопанке…» // Авторский телеграм-канал «лук-якорь»:
https://t.me/onionanchorr/637
[24] Алпатов М. Вакцина от технофетишизма // Кварта. 2023. № 4 (10):
http://quarta-poetry.ru/alpatov_10/
[25] Гринка А. Курсор на лезвии. СПб.: Jaromír Hladík press, 2023. С. 81.